Преподобомученик Пахомий Скановский

image

память 7/20 сентября

«Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149, 5). Так говорится о святых, достигших Царства Небесного, обретших «вечный покой» и вечное блаженство. Сие достигается любовью к Богу, преданностью Ему, жизненными трудами и самоотвержением, которое у иных восходит к мученической кончине за Христа Бога нашего. Божественный Спаситель наш говорит: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Вняв призыванию Господню, крест жизненных испытаний восприял на себя и до конца пронес кроткий послушатель, верный последователь и воин Христов преподобномученик Пахомий (Ионов).

Сей доблестный преподобномученик родился 15 января 1883 года в селе Пестровка Троицкая Чембарского уезда Пензенской губернии в семье благочестивых крестьянин Матфея и Надежды и наречен был во святом Крещении Петром.

С детских лет возлюбив молитву и уединение, Петр, после окончания курса в сельском училище, удалился в Свято-Троицкий Сканов монастырь, где 16 ноября 1907 года определен был послушником.

Недалеко от Сканова монастыря на Плодской горе в пещерах подвизались монахи-аскеты, их которых известен иеромонах Арсений II, по любви к безмолвию оставивший настоятельство обителью и удалившийся в пещеры.

Среди таких подвижников духовно возрастал и усовершался ревностный послушник Петр. 10 июля 1912 года, по благословению настоятеля монастыря, в течение двух месяцев он был в паломничестве в Киево-Печерской Лавре. В следующем, 1913 году, он принимает монашеский постриг с именем Пахомий.

6 июля 1913 года монах Пахомий рукоположен был в сан иеродиакона и определен на послушание письмоводителя. Как отмечали все в обители, был он «качеств отлично хороших, весьма способен, честен, усерден и кроток».

С 1917 года «плач, и стон, и горе» (Иез. 32, 10) объяли Землю Русскую. Слыша плач и стон, видя горе народа православного, о. Пахомий, рукоположенный уже тогда в сан иеромонаха, скорбным взором взирал на осквернение и разорение святынь народа, что именовалось «изъятием церковных ценностей», на закрытие святых обителей и церквей. После официального закрытия монастыря в 1928 году, о. Пахомий подвизался в с. Троицком, где содержал пасеку.

После того, как в 1930 году пасека была «конфискована», отец Пахомий подъял на себя подвиг духовного окормления народа Божия в условиях гонений. В то злосчастное время междоусобной брани, когда предавал «брат брата на смерть» (Мф. 10, 21), пастырь добрый иеромонах Пахомий полагал «жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) Христовых. Подвергаясь опасности быть схваченным и убиенным, он проходил селения и совершал священническое служение. Он не боялся «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

В условиях гонений возникла катакомбная церковь, которая богоборческой властью жестоко преследовалась, что показали события в Пензе в 1931 году. В таких сложных условиях для исповедания веры находился о. Пахомий и многие верные последователи Христа Бога нашего.

В селе Н.-Пичуры, близ Свято-Троицкого Сканова монастыря, вокруг доброго пастыря иеромонаха Пахомия собралась небольшая община. В устроенной под церковь келлие церковного старосты Цибиркиной Февронии Ивановны (схимонахини Сергии, скончалась в 1986 году) совершались Богослужения. С 1932 по 1935 гг. это «малое стадо» (Лк. 12, 32) словесных овец Христовых являло свидетельство веры, мужество и образец верности Богу.

Затем сюда пришли: священник Ефрем Курдюков и вернувшийся из концлагеря бывший настоятель Сканова монастыря архимандрит Филарет (Игнашкин), который вскоре, 8 июня 1935 года, был арестован.

27 июня 1935 года последовал арест отца Пахомия. С ним были арестованы и двенадцать подвижников нелегального монастыря: иеромонах Макарий (Камнев) из села Вьюнки; монахиня Параскева (Шиндяпкина) из села Н.-Пичуры; монахиня Таисия (Проказова Татиана Михайловна); Аношкин Павел Кузьмич из села Н.-Пичуры; Мелешкин Василий Филиппович из села Н.-Пичуры; Родчин Матфей Алексеевич из села Н.-Пичуры; Беспалов Никифор Григорьевич из села Казенчик; Шаронов Алексей Евдокимович из села Казенчик; Шаронова Любовь Алексеевна из села Казенчик; келейница прмч. Пахомия – Мещерякова Пелагия Ивановна из села Каменки; келейница прмч. Пахомия – Метальникова Мария Трофимовна из села Каменки; Шелконогов Иван Семенович из села Клиновка.

До 21 сентября иеромонах Пахомий и двунадесяточисленная дружина воинов Христовых содержались в Пензенской тюрьме.

Отец Пахомий обвинялся в том, что был якобы «враждебно настроен к существующему строю, проживая нелегально в селе Пичуры, создал контрреволюционную группу из церковного и монашеского актива, проводил нелегальные сборища, распространял контрреволюционную литературу» и проводил «антисоветскую и антиколхозную пропаганду», направленную «на ослабление существующего строя, колхозного строительства».

21 сентября 1935 года особым совещанием при НКВД СССР, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР отца Пахомия осудили на пять лет концлагерей. Направлен он был в Казахстан, Карагандинскую область, в Карлаг НКВД, Бидаикское отделение.

Но «для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2, 9), и для молитвы не существует заключения. Истинный раб Божий везде свободен, и ничто не может воспрепятствовать ему пребывать с Богом. Воспевая в сердце своем со Пророком и Псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 103, 33), отец Пахомий, будучи в заключении, духовно укреплял соузников, собратий своих, и продолжал совершать Богослужения. За это его, уже в лагере, 20 сентября 1937 года арестовывают.

Решением «тройки» при УНКВД по Карагандинской области, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, иеромонах Пахомий был приговорен к расстрелу.

7/20 сентября 1937 года иеромонах Пахомий был расстрелян.

Жизнь отца Пахомия была преподобна, и кончина его – со святыми мучениками. За сие прославил его пред человеками Бог. В 2000 году, на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, иеромонах Пахомий прославлен был в лике новомучеников и исповедников Российских.

И ныне преподобномученик Пахомий Скановский предстоит на небесах пред престолом Божиим с теми, которые взошли на небеса «от великой скорби; они омыли одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7, 14) страданиями за Христа Бога. Придя «от великой скорби» земных подвигов к нескончаемой радости Вечной Жизни, преподобномученик Пахомий ходатайствует пред Богом за всех, кому еще предстоит явить свое исповедание Бога пред людьми, дабы, претерпев временные, земные скорби, сподобиться им вечной небесной радости и вместе со всеми святыми славословить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученику Пахомию, глас 4:

Лоза преподобства и стебль страдальчества/ явился еси в вертограде Небеснем,/ в заточении своем благодарение Богу возсылал еси,/ страждущия люди служением и словом утешая,/ сего ради смерть твоя прията бысть паче всякаго всеплодия,/ преподобномучениче Пахомие,// моли Христа Бога спастися душам нашым.