Да исправится молитва моя...

В Великую Среду по Уставу Православной Церкви совершается последняя Литургия Преждеосвященных Даров. Есть молитва, которая в великопостные дни поётся так, как не поётся в другое время года. Эта молитва начинается словами: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…».

1) "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…". Слова «да исправится» здесь не значит «пусть будет исправлена, поправлена» — нет. Они употребляются в том смысле, как, например, говорится про человека, что «он исправляет свои обязанности, свою должность»; это не значит, что он что-то поправляет, а говорится в том значении, что он выполняет свои обязанности исправно — регулярно, твердо, обычным заведенным порядком. Так и тут. Мы молимся «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» — т.е. пусть выполняется, пусть совершается молитва моя, яко кадило пред Тобою. Какое понятное и красивое сравнение: всякий знает, как поднимается из кадила кверху благоухающий ароматом кадильный дым. Вот так должна возноситься молитва христианина: «горе», к Престолу Божию. Но, к сожалению, молитвы наши часто не возносятся «горе» к Богу, — а стелятся по земле, в нашем равнодушии, нашей холодности. А потому и молимся мы о том, чтобы молитва наша возносилась к Богу как благоуханный дым из кадила. "Яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею…" В древности часто молились, воздевая — поднимая руки кверху, указывая на стремление души человеческой «горе», к Престолу Всемогущего Господа; так и теперь в некоторые моменты во время молитв, священнослужители молятся, воздевая руки вверх. Слова «жертва вечерняя» — указывают на то, что молитва поется за вечерним богослужением.

Дальше поются слова, которые понятны: 2) "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми (т.е. внимай) гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе — внимай, когда я буду взывать к Тебе, услыши мя, — услыши мя, Господи".

И затем идут слова из псалма: 3) "Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устнах моих". О чем мы тут молимся? Церковь молится за каждого из нас, чтобы Господь Сам положил хранение устам нашим и дверь ограждения о устнах наших — ибо так важно беречься от грехов языка. И отсюда мы одновременно видим, что только Господь может положить это «хранение» на наши уста. 

И дальше к этим словам добавляются слова, которые далеко не все понимают: 4) "Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех". Слово «вина» по-славянски имеет иное значение, нежели по-русски: по-славянски оно означает извинение, оправдание; «непщевать» значит: придумывать, изобретать. Поэтому, слова «не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» — означают: не уклони меня в такое лукавство (когда я буду каяться), — не допусти, чтобы я стал придумывать, изобретать оправдания своим грехам… 

В песнопении "Да исправится молитва моя..." мы молимся о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло в единство с нашим внутренним миром. И, наверное, поэтому оно так полюбилось всем православным людям. Аминь.