Памяти архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова, +2000).

   Сегодня, 3 июля, вся Пензенская паства совершает память своего почившего архипастыря, приснопамятного Высокопреосвященного архиепископа Пензенского Серафима (Тихонова, +2000). Владыка много помогал в восстановлении Троице-Сканова женского монастыря. Поэтому поистине он может быть назван ктитором возрождённой обители. В день памяти владыки приводим его интервью об открытии Троице-Сканова монастыря. Интервью было напечатано в газете "Пензенская правда" №4 за 5 января 1990 года.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ  

Здравствуйте, уважаемые сотрудники редакции! Решила к вам обратиться с просьбой. Говорят, недавно по Пензенскому телевидению выступал владыка Серафим, он рассказывал о том, что будет восстанавливаться монастырь. Передачу я не видела, но хочется узнать об этом подробнее. Нельзя ли написать об этом в газете? Об этом хотят узнать многие, и люди будут вам благодарны. М. Чернышёва.

Специальный корреспондент "Пензенской правды" Л. Хосроев встретился с епископом Пензенским и Саранским Преосвященным Серафимом и попросил его ответить на вопросы, интересующие наших читателей.

– Речь идет о Троице-Скановом монастыре, который находит­ся в Наровчатском районе. Дру­гое название монастыря Сканова пустынь. Обитель имеет весьма поучительную исто­рию, первое документальное упоминание о ней относится к 1673 году. Именно в этом году по указу царя Алексея Михайловича монастырю отводилось «90 десятин пашен­ной и лесной поросли в полянках до сенных покосов по смете на семь сот копеек». Сохра­нилась также грамота Святейшего Патриар­ха Иоакима, данная монастырю в 1676 году, в которой, между прочим, говорится, что «в оном 676 году в Скановой пустыни сго­рели три церкви и монастырь выгорел мало не весь».

   В последние столетия монастырь строил­ся и перестраивался. В 20-е годы нашего века как монашеская обитель он прекратил свое су­ществование. Теперь наша задача - возродить его. Должен сказать, что решение Пензенского облисполкома о передаче монастыря Русской Православной Церкви с глубокой благодар­ностью было воспринято верующими нашей епархии. Это конкретное выражение тех глу­боких процессов перестройки, которые проис­ходят в нашем обществе. Что побуждает верующих увеличивать свои трудовой вклад в развитие экономики страны.

– Когда начнутся реставрационные рабо­ты и сколько средств потребуется для пол­ного восстановления монастыря?

– Восстановительные работы начнутся сра­зу же после утверждения решения Пензенского облисполкома Советом по делам религии при Совете Министров РСФСР. Сколько средств потребуется для полного восстановления монастыря, сейчас подсчитать трудно. Только на первоначальные, самые необходимые расходы потребуется не менее пяти миллионов ру­блей.

В первую очередь необходимо восстановить кровлю собора и отремонтировать пер­вый этаж с тем, чтобы начать в нем богослужения. Кроме того, нужно восстановить один из корпусов.

– Насколько мне известно, сейчас в от­дельных помещениях монастыря живёт не­сколько семей совхоза «Наровчатский».

– Да. Это важный вопрос. Мы надеемся, что руководство района и совхоза ускорит предо­ставление благоустроенного жилья этим се­мьям, что, в свою очередь, ускорит и восста­новительные работы в самом монастыре. Хочу заметить, однако, что в монастырских здани­ях живут и престарелые беспомощные люди, которые хотели бы дожить свой век при мо­настыре. Мы пойдем навстречу их пожелани­ям и проявим заботу о них. В ходе реставрации предстоит провести и консервационные работы с тем, чтобы предохранить часть зданий которые будут восстанавливаться позднее от дальнейшего разрушения. Пользуясь слу­чаем, мы обращаемся к руководителям рай­она с просьбой о том, чтобы при дальнейшем строительстве в районе и совхозе не нарушал­ся ландшафт, окружающий монастырь.

   Когда-то монастырь имел свои угодья, и мы не теряем надежду, что часть этих угодий бу­дет ему возвращена. Это нужно для того, что­бы монахини и послушницы могли вести свое хозяйство и обеспечивать продуктами пита­ния не только население монастыря. Они мог­ли бы не только выращивать сельскохозяй­ственные культуры, но и заниматься животноводством.

– Вы назвали цифру – пять миллионов ей. И это только на начало. Возникает вопрос: откуда возьмутся такие средства?

– На сегодня таких средств у нас, конечно, нет. Но мы надеемся, что верующие нашей епархии не останутся в стороне от этого святого дела. Ускорит приток средств и начало богослужения в соборе монастыря. Полагаю, что откликнутся не только верующие, те, кому дорога история Пензенского края. Хочу повторить, что Троице-Сканов монастырь – это памятник культуры и архитектуры, один из старейших на территории нашей области. Это – народная память, и возродить её, сохранить – святая обязанность каждого человека, независимо от его религиозных убеждений.

– И ещё один вопрос, пожалуй, краеведческого характера. Откуда произошло название монастыря?

– Слово «Троица», думаю, понятно каждому. Вторая часть названия имеет двоякое объясне­ние. В «Истории церковной Российской иерар­хии» говорится, что происходит она от речки Скановой. В «Пензенских епархиальных ведо­мостях» за 1869 год приводится предание, рас­сказанное местными старожилами, что назва­ние это происходит от фамилии бояр Исканских, которым принадлежала эта местность, и что один из носящих эту фамилию был осно­вателем монастыря.

   В заключение, я еще раз хотел бы поблаго­дарить руководителей области за этот акт до­брой воли. Мы видим в этом высокую оценку вклада верующих в перестройку, в дальней­шее развитие нашего общества. Думаю, что к такой оценке присоединятся все, кому доро­ги история и культура нашей страны. Время исправлять старые ошибки.