Начало Великого Поста в монастыре.

"Начнем людие непорочный пост, иже есть душам спасение, поработаим Господеви со страхом, елеем благотворения главы помажем, и водою чистоты лица умыем, не многоглаголем в молитвах, но яко научихомся, тако возопиим: Отче наш, Иже на Небесех, остави нам прегрешения наша, яко Человеколюбец" (Во вторник первыя седмицы на Утрени, на стиховне самогласен дне, глас 3).

«Постное время светло начнем» – взывает Святая Церковь при наступлении Великого Поста, и в целом ряде умилительных песнопений призывает нас радоваться тому, что «прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков»  (стихира в 1-ый день поста), ибо «преблагословенна благодать всечестнаго поста» (седален во вторник).

Пост – дело Богоустановленное, Богу угодное, а для людей – спасительное.

Святые Отцы Церкви и все великие подвижники христианского благочестия и сами постились и нам оставили множество замечательных наставлений о пользе, важности и необходимости поста, имеющего огромное значение в деле Богоугождения и нашего духовного преуспеяния.

Вот как учил, например, о посте вселенский учитель и святитель Василий Великий: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий».

А вот изречение святителя Иоанна Златоустого: «Постящийся легок, глубоко внимателен, молится трезвенно, лукавыя вожделения погашает, умилостивляет Бога и горделивую душу смиряет».

Святитель Афанасий Великий говорил: «Видишь ли, что делает пост: болезни врачует, мокроты изсушает, лукавые помыслы удаляет, бесов прогоняет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом».

«Пост – колесница, возносящая на небо», - учил преподобный Ефрем Сирин, - «пост доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост – путь к покаянию».

«Пост – отвержение всего, что услаждает вкус», - наставляет величайший подвижник преподобный Иоанн Лествичник, - «погашение телеснаго разжжения, истребление лукавых помышлений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, врата рая и небесное наслаждение».

По учению преподобного Исаака Сирского, «пост – святой путь Божий и основание всех добродетелей».

Святитель Амвросий Медиоланский называет пост «временем небеснаго врачевания» и говорит, что «пост есть время, в которое мы можем очистить всю скверну пороков и уврачевать все язвы беззаконий, усердно прося Врача душ наших, чтобы Он помог нам соблюсти заповеди, трудныя для соблюдения при нашем немощном составе».

Православие – не в одних только отвлеченных, оторванных от жизни, формально-признаваемых догматах. Православие – в духе и жизни! Православие – в подвиге жизни истинно-христианской. Без подвига нет и Православия. Истинное Православие непременно требует подвига, о котором так ясно учит и Слово Божие и великие Отцы Церкви, прославившиеся святостью своей жизни. Наступивший Великий пост и есть такое, ежегодно-повторяемое, для пользы нашей, поприще упражнения в подвиге воздержания, или, что то же, – в подвиге истинно-христианской жизни.