Возрождение монастыря

image21.jpg
Игумения Митрофания (Перетягина) в Скановом монастыре. 1990 год.

В 30-е годы ХХ века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затоплены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь, библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна кощунственно был организован клуб. В часовне Святителя Николая Чудотворца в г. Наровчат устроили мельницу. В других зданиях располагались: магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

С наступлением 1988 года начались подготовительные работы для реставрации монастыря.

В газете «Правда» 24 июля 1988 г. писали: «Сейчас решен вопрос о реставрации Троице-Сканова монастыря силами столичных и местных реставраторов. Уже выделены необходимые средства, завезены строительные материалы. В соборе предполагается оборудовать два зала: выставочный – для работ самодеятельных и профессиональных художников и концертный – для классической музыки и хорового пения. В монастырском комплексе откроется также зал для просветительской и лекционной работы, музей народных промыслов, мастерские, кружки народного творчества».

image23.jpg
Северо-западная башня монастыря в реставрации. 1990 год.

Более 60-ти лет на Скановской земле не слышно было колокольного звона. Но молитвенная лампада на этом святом месте не угасла. Ближе к 1990-м годам стала все активнее обсуждаться возможность возвращения обители верующим. И, наконец, в конце 1989 года, одним из первых по стране, монастырь передали Русской Православной Церкви.

Это произошло благодаря настойчивому ходатайству жителя г. Наровчата краеведа, председателя районного общества охраны памятников Евгения Владимировича Рябова, а также Ефанова Бориса Михайловича, Полякова Владимира Афанасьевича, Борунова Дмитрия Александровича, Вавилова Виктора Викторовича и др. и по требованию общественности.

По благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима монастырь учрежден был женским, потому что в то время верующий народ составляли, в основном, женщины – исповедницы веры Христовой.

Трудно было возрождать обитель. Монастырский собор до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна были затянуты пленкой. Настенная роспись была специально забелена, а местами соскоблена. Первое время сестры жили в двух неблагоустроенных келлиях. Первые годы они несли самые тяжелые труды. Возрождать обитель из руин приезжали паломники отовсюду – весь народ, скорбя о недавнем безумии разрушения, возрождал святыню – святую обитель. Много сил и трудов положил для возрождения монастыря Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов). Память его незабвенна для обители.

image24.jpg
Архиепископ Серафим (Тихонов), игумения Митрофания и архитектор Д.А. Борунов. 1990 год.

12 марта 1990 года из Рижского монастыря приехала монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная настоятельницей Свято-Троицкого Сканова женского монастыря. С ней прибыли семь сестер. К концу первого года возрождения обители было уже до тридцати насельниц.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг. Монастырский хор состоял лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии молилось много прихожан и паломников.

Труды возрождения монастыря были нелегкими, но радостными: возрождалась святая обитель – очищались и обновлялись души человеческие.