Вечер памяти архимандрита Наума (Байбородина).

15 декабря в обители прошёл вечер памяти архимандрита Наума (Байбородина) под названием: "Поминайте наставников ваших". На встрече присутствовал Преосвященный  епископ Митрофан, который поделился своими воспоминаниями про Батюшку Наума. Всем приглашённым на встречу был показан фильм, составленный из рассказов и воспоминаний духовных чад о. Наума: епископа Вениамина, архимандрита Мелхиседека, игумении Евстолии, игумении Антонии, игумении Евпраксии, игумении Марии, игумении Иоанны, келейницы монахини Пелагии, монахини Феоктисты, монахини Валерии и др. Все присутствующие получили на память фотографии Батюшки Наума.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «О святых мы знаем только то, что они о себе не смогли скрыть». Архимандрит Наум, памяти которого посвящена наша сегодняшняя встреча, при всей своей духовной необъятности был всегда прост, доступен, скромен. В своей жизни отец Наум всегда стремился к простоте и смирению и старался не привлекать к себе внимания. Но, благодаря ему, тысячи людей пережили духовное рождение и пришли к вере.

Долгое время знающие старца люди, с которыми он служил, которых окормлял, говорят о нем следующее: Схиархимандрит Илий (Ноздрин): Архимандрит Наум - воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие.

Епископ Ванинский и Переяславский Савватий говорил: "Отец Наум - старец всея Руси. Он изменил жизнь многих людей, и тем самым он изменил жизнь нашей страны. Все, кто к нему попадал, замечали, что жизнь их меняется, её уже делили на ту, которая была до и после встречи".

Обращаясь к светлой памяти отца Наума, хочется начать с упоминания о его родной матери, Пелагии Максимовны Байбородиной (схимонахини Сергии), от которой Батюшка наследовал многие добродетели. Будущий Лаврский архимандрит рано остался без отца, поэтому единственным его другом была мать, у них были очень теплые отношения. Матушка Сергия говорила, что Коля всегда ее «со взгляда понимал». Такой же проницательной была и она - «со взгляда» могла понять состояние человека. По натуре мать Сергия была очень живой. Проживая в половине дома неподалеку от Лавры, гостей встречала радушно и непременно старалась угостить, накормить. За простотой её облика и манер таились ясный ум и духовная просвещенность. Мать Сергия была великой труженицей. И в доме, и в огороде - везде у нее был безупречный порядок, несмотря на ее преклонный возраст. На могилке матушки, на кладбище Сергиева Посада всегда чувствуется утешение.Пятую заповедь - о почитании родителей - отец Наум исполнил в совершенстве. Любовь к своей матери он пронёс через всю жизнь. Её смерть он переживал не только как любящий сын, но и как человек, потерявший безценного друга, умевшего все понять, разделить все невзгоды и печали, подставить плечо в любых трудных обстоятельствах.

Отец Наум - это целая эпоха в жизни Церкви и нашей страны. Его хиротония в иеродиакона в 1958 году состоялась на память преподобного Сергия, а ровно через год в этот же день его рукоположили в иеромонаха, с тех пор он, сам учась у преподобного Сергия, учил и окормлял народ. В Троице-Сергиевой лавре отец Наум более пол\ века исполнял служение духовника, и участвовал во всех праздничных и воскресных службах. Во время богослужения он часто произносил проповеди, проникнутые духом святоотеческого учения. Его удивительная мудрость, доброта, чуткость и любовь к людям быстро снискали ему общее уважение, и тысячи людей со всех краев России и даже из других стран потянулись к нему за советом и утешением. С каждым он беседовал, исповедовал, давал советы и наставления, указывал истинный христианский путь в жизни.

У Батюшки была необыкновенная любовь ко всем. Он подавал величайшее утешение. Отец Наум стремительно вовлекал молодежь в церковную жизнь. У него был такой дар обращать даже совсем далеких от Церкви людей к вере. В нём сочетались многие духовные традиции: и преподобных Сергия и Серафима, и Оптинских старцев, и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Отец Наум умел в каждом разглядеть то, к чему человек Господом предназначен. С кем-то надо было построже, с другим помягче разговор повести, чтобы человек осознал свое призвание. В этом и проявлялся дар рассуждения, которым Господь наделил старца.

При общении он выяснял, какая у кого специальность, чтобы понять, чем этот человек может быть полезен для обители, для Церкви. Благословлял девушек учиться на сестер милосердия, имеющих педагогическое образование - обучать детей и взрослых Закону Божию. Молодых людей - учиться сольфеджио и вокалу, чтобы становиться клирошанами, диаконами. Многих старец благословил на постриг. Горел сам и зажигал молодых своим «старческим» горением духа...

Сам возлюбив с молодых лет иноческое житие, архимандрит Наум с большим почтением относился и к благословленному Богом супружеству. Он ясно осознавал, что сегодня происходит попытка отрезать прошлое, предать забвению нашу историю, наши традиционные ценности, дезориентировать поколение молодых людей, чтобы они пошли не по тому пути, который приведет к укреплению страны, процветанию Церкви, благополучию личному и семейному, а по тому пути, который постепенно вытеснит Россию с арены истории...Именно поэтому необходима особая забота о семье, единение супругов на духовных началах, рождение детей в законном браке, правильное воспитание, о чем и радел отец Наум.

Из воспоминаний схимонахини Серафимы (Антипиной): "Отец Наум много доброго сделал для всей нашей семьи. Детей моих женил, замуж отдал. Помню, дочка закончила училище, а он ей и говорит: «Всё, хватит учиться, я тебе жениха нашел!» И знакомит ее с семинаристом. А ему говорит: «Вот, Геннадий, тебе жена!» И такие семьи крепкие, теплые получались. Сколько деток по его благословению родилось. Когда его люди слушались, всё было хорошо".

Отец Наум -  большой патриот России. Очень любил и как-то по-своему сокровенно переживал её историю. Часто рассказывал про Куликовскую битву.

Старец говорил: «Общество только тогда начнет выздоравливать, когда детей в школах будут учить верующие люди». Чтобы преподавать в школе, будущий учитель должен прочесть: Евангелие, все двенадцать томов житий святых, творения святоотеческие и много другой духовно-нравственной литературы.

Батюшка радел о возрождении русского села, благословлял возвращаться поближе к земле. Даже посылал в Ленинскую библиотеку с благословением найти книгу, в которой исполнившие послушание находили способы кладки русской печи. Сам старец был сибиряк, понимал, что главное в наших краях: не замерзнуть.

Отец Наум охватывал своим внутренним взором весь механизм духовной, общецерковной жизни, видел, где что ломается, где надо смазать, где подменить кого-то. Туда, где происходил сбой, он тут же посылал людей. Встав на это место, ты мог и не выдержать, сам сломаться, - но ты спасешься, если ты послушался старца и встал в этот строй. Отец Наум был твердым, решительным человеком, своего рода военачальником духовных фронтов. Отправлял чад туда, где ты должен проявить максимум своих сил: кем ты там будешь - игуменом, игуменией или просто монашествующим, главное ты нужен.

У отца Наума был дар воспитания монашествующих: сколько игуменов и игумений, сколько епископов он взрастил для Матери-Церкви! Архимандрит Наум оставил после себя множество мужских и женских монастырей, восстановленных по его благословению. И эти обители не существуют сами по себе, при них открыты школы, гимназии, приюты, богадельни, возрождается и в целом жизнь населения окрест, села оживают.

Отец Наум имел дерзновение благословлять открытие монастырей даже там, где их никогда и до революции не было. В 1996 году способствовал строительству Михаило-Архангельского женского монастыря в родном селе Малоирменка в Новосибирской области, которое раньше называлось Шубинка. Монастырь был возведен на месте разрушенного во время правления советской власти сельского храма.

Ещё за десятилетия до церковного подъема старец говорил, что скоро откроется много монастырей и благословлял своих чад ксерокопировать, а после и издавать духовную литературу. Он радел запасти для иноков возрождающихся обителей духовную пищу. Многие репринтные святоотеческие труды ему достались от наследников оптинских старцев.

Оставил Батюшка и значимые собственные труды: это и знаменитая многотомная святоотеческая азбука, по которой умудрялись многие монахи уже ныне возрожденных монастырей, и фундаментальный восьмитомный сборник «Святоотеческая симфония» — своеобразная энциклопедия христианской духовной жизни, актуальная в наше время книга «Кончина мира: пророчества» и множество других книг и сборников.

Среди приходивших к старцу Науму были люди разных возрастов и званий: старые и молодые, архиереи, священники, монахи, миряне, профессора уни­верситетов и академики, лица высокого административного положения, генералы и адмиралы, государственные чиновники и простые христиане. Все они получали на приеме у отца Наума единое на потребу и испытывали на себе его благодатное влияние. Батюшка был не многословен. Скажет слово, а вопрошающему есть над чем долго думать. Главным наставлением, которое он давал, было исполнение заповедей Божиих и молитвенный труд. Особое значение отец Наум придавал борьбе с греховными помыслами и чтению Иисусовой молитвы. Поэтому он благословлял постоянно ее читать и монахов, и мирян. Сам образ старца - человека, постоянно пребывающего в молитве, - был чрезвычайно важен. Он самим своим присутствием учил предстоянию пред Богом.

Когда отец Наум исповедовал людей и наставлял, как лучше отвратиться от греха, или советовал что делать, а что не делать, как поступить и т. д., то бывало и такое, что его не хотели слушать, сразу отказываясь исполнять его благословения. Тогда, если это наставление было важно, он пытался убедить человека такими словами:

- Ты, мол, пойми меня. Я как сапер, который знает, где установлены мины. И я тебе говорю: не ходи туда, не стремись в том направлении, сверни в сторону... Ты, конечно, можешь меня не послушать, но тогда пеняй на себя: подорвешься на мине и сам будешь виноват за непослушание.

Известно много случаев исцеления по молитвам архимандрита Наума. Бывало люди приходили к нему удрученные своими болезнями, обезсиленные и подавленные. А выходили от старца с надеждой и упованием на милость Божию, утешенные и укрепленные. Тех, кому требовалось исцеление души, он мог и в некие диспансеры отправить потрудиться, чтобы люди соприкоснулись с тем, что бывает, когда кто ведет нечестивую жизнь. Эти наглядные примеры сильно воздействовали.

Отличительной чертой архимандрита Наума была необычайная эрудиция. Своими познаниями он делился со всеми приходящими, призывая их к усердному изучению Священного Писания и святоотеческих творений.

Каждый день неопустительно батюшка благословлял читать Евангелие. Сам мог еще до начала братского молебна, который в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 05.30 утра начинается, успеть несколько глав прочитать. Когда люди дожидались встречи с отцом Наумом в очереди, то читали главу за главой Евангелие, останавливаясь лишь для молитвы о том, чтобы Бог открыл через батюшку Свою святую волю. Кто-то из чад подсчитал: отцу Науму, когда Господь его призвал, было 89 лет - ровно столько глав во всех четырех Евангелиях. Он и стремился, чтобы вся его жизнь стала Евангелием, - такую верность воплощенному Слову и завещал своим чадам.

Последние годы жизни отца Наума были отягчены болезнью. Но, он, несмотря ни на что, всегда был готов откликнуться на зов о помощи скорбящими и, пока еще позволяли силы, преодолевая немощь, принимал посетителей. Все, сделанное им для людей, сохраняется в их душах и приносит добрые плоды. Его завещание, обращенное ко всем нам, - доброта, святость, благочестие, любовь к Богу и ближним, воплощение в жизнь высочайших евангельских идеалов.

Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению Богу стали примером для всех - и для богомольцев, и для монастырской братии, и для тех, кто не сподобился его узнать лично.

Проводить отца Наума в последний путь собрались тысячи его духовных чад, большой собор духовенства и мирян. 

По отпевании было зачитано соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором говорилось: «Ныне Господь призвал к Себе Своего верного и ревностного служителя, долгие годы согревавшего сердца тех, кто во множестве приезжал к нему за советом и духовным утешением. Почивший снискал высокий авторитет и особое признание в Церкви, поскольку всю свою жизнь посвятил заботе о вверенных его попечению духовных чадах».

Похоронен отец Наум за алтарем Духовского храма лавры рядом с могилой приснопамятного архимандрита Кирилла (Павлова). Помолиться об упокоении почившего на могилу ежедневно приходит сотни людей.