Братия

image

Иеромонах Парфений

Родился в 1768 г. в г. Пензе в крепостной семье, обучался живописному искусству. Получив увольнительную грамоту в Пензенской Палате гражданских дел, он поступил в Сканову пустынь в 1791 г. по Указу Тамбовской Духовной Консистории. С пострижением в рясофор исполнял клиросное послушание, был письмоводителем, а затем руководил постройкой каменного Троицкого собора. В 1798 г. строителем Корнилием пострижен в монашество и в том же году Преосвященным Феофилом, епископом Тамбовским, посвящен во иеродиакона, а в 1800 г. Указом Нижегородской Духовной Консистории определен казначеем при игумене Корнилии. Он был строгим исполнителем всех монастырских правил, кротким и братолюбивым. Имея от природы дар к иконописанию, своими неутомимыми трудами написал многие иконы, расписал стены храмов, содействовал игумену Корнилию своими советами в разных постройках, как сведущий по вопросам архитектуры. После продолжительной болезни скончался в Скановом монастыре.

 Достойны памяти по строгой и подвижнической жизни старцы иеромонах Иларий, старцы Лот и Иринарх, простодушные и незлобивые Филагрий и Симон, смиренный Гедеон и кроткий иеромонах Евгений, которые в примерном трудолюбии и постничестве окончили дни свои в сей обители, где и были погребены.

 Архимандрит Антоний

 (бывший настоятель Александро-Свирского монастыря Олонецкой епархии) 

О. Антоний родился в 1827 году в Пензенской епархии в мордовской крестьянской семье. Образования о. Антоний никакого не получил, но с юности возлюбив монашеское житие, он, будучи 13-ти лет от роду, 5 декабря 1840 года поступил послушником в Троицкий Сканов монастырь.

11 декабря 1851 года был перемещен в Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь, где 14 марта 1853 года принял монашество. Там же был посвящен в стихарь 6 января 1852 г. и рукоположен во иеродиакона 5 апреля 1854 г.

В декабре 1856 г. был определен в число братии Александро-Свирского мужского монастыря Олонецкой епархии, где в том же году был рукоположен во иеромонаха и в 1859 г. награжден набедренником. Назначен казначеем монастыря 12 сентября 1860 г. Указом Святейшего Синода награжден наперсным крестом 18 мая 1862 г. Имел бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853-1856 гг.

Будучи казначеем Александро-Свирского монастыря, о. Антоний был ближайшим и усерднейшим помощником настоятеля архимандрита Павла (Смирнова). Он деятельно участвовал в производимых настоятелем постройках, в исправлении ветхостей по монастырю, и особенно по возобновлению четырех монастырских храмов внутри и снаружи. Несколько раз он был командирован в г. Петербург, где собрал пожертвование для монастыря в размере 20 тыс. рублей.

В то время некоторые частные лица вторгались в собственность монастыря и завели тяжебные дела по гражданским присутственным местам. Поверенным от монастыря по таковым важным для обители делам был избран казначей о. Антоний.

В 1869 по Представлению в Святейший Синод Высокопреосвященнейшего Аркадия (Федорова), архиепископа Олонецкого и Петрозаводского (1851 – 1869 гг.), о. Антоний назначен настоятелем Александро-Свирского второклассного мужского монастыря.

11 сентября 1870 г. был уволен на покой.

Указом Пензенской Духовной Консистории от 19 июня 1873 г. зачислен в число братии Сканова монастыря (проживал в монастыре с 1870 г.).

25 февраля 1877 года скончался в Скановом монастыре 50-ти лет от роду от «натуральной болезни».

Перед смертью исповедан духовником монастыря иеромонахом Исаией и приобщен Святых Таин Христовых.

27 февраля 1877 года он был погребен настоятелем Сканова монастыря архимандритом Амвросием с иеромонахами: Аркадием, Иларием, Феодосием и Исаией с братией. Погребен внутри монастыря, по левую сторону соборной церкви.    

Игумен Алипий (Гуменский) 

Игумен Алипий (в мiру Алексий Афанасьевич Гуменский) родился в 1801 году в семье священнослужителя. В 1818 г. не доучившись в Пензенской духовной семинарии, поступил дьячком в Краснослободскую Успенскую кладбищенскую церковь. В 1829 г. был рукоположен в сан диакона; в 1832 перемещен в г. Городище учителем в Троицкое училище при соборе; в 1838 поступил на службу в Смоленскую церковь г. Краснослободска. В 1848 г. потерял во время эпидемии холеры единственного сына и в следующем году принял монашество в Наровчатском Троицком Скановом монастыре. Пользовался широкой известностью в Пензенской епархии, как человек истинно христианской жизни, как духовник и наставник. В дальнейшие годы возглавлял Архиерейский дом в Пензе. Имел многие церковные награды. Скончался после 1880 г. в г. Пензе.

 Старцы Сканова монастыря всегда пользовались уважением и почитанием местных жителей. Выскажем предположение, что с молитвами именно некоего подвижника Скановой обители связано и появление на свет писателя Александра Куприна, родившегося в 1870 г. в Наровчате. Его мать рассказывала: «Моему мужу и мне хотелось иметь сына. И вот тут нас стало преследовать несчастье. Один за другим рождались мальчики и вскоре умирали. Только один дожил до двух лет и тоже умер. Когда я почувствовала, что вновь стану матерью, мне советовали обратиться к одному старцу, славившемуся своим благочестием и мудростью. Старец помолился со мной и затем спросил, когда я разрешусь от бремени. Я ответила – в августе. «Тогда назовешь сына Александром. Приготовь хорошую дубовую досточку, и, когда родится младенец, пускай художник изобразит на ней – точно по мерке новорожденного – образ святого Александра Невского. Потом ты освятишь образ и повесишь над изголовьем ребенка. И святой Александр Невский сохранит его тебе».

Многие бывшие насельники монастыря в ХХ веке прославили Бога мученическим и исповедническим подвигом. Нам известны лишь некоторые имена, а остальных новомучеников ведает Един Господь, за Которого они пострадали.

Из насельников обители в ХХ веке можно упомянуть следующих.

Архимандрит Антоний (Волчков) 

Родился 15 октября 1865 года в с. Усть-Каремша Нижнеломовского района. В 1879 – 1895 гг. жил и воспитывался в монастыре. 20 декабря 1895 года он был определен послушником Наровчатского Троицкого Сканова мужского монастыря.

В 1896 г. о. Антоний был пострижен в монашество, 8 ноября 1896 г. – рукоположен во иеродиакона, а 12 ноября 1897 г. – во иеромонаха. 5 декабря 1898 г. назначен членом монастырского совета. 8 февраля 1902 г. определен благочинным. 4 февраля 1903 г. награжден набедренником. 7 октября 1904 г. преподано архипастырское благословение «за содействие в деле благоустройства церковного» в с. Стяжкино Нижнеломовского района.

Евгений Поселянин в очерке «Один из русских священников» пишет: «Для совершения великих треб в Стяжкине иеромонах Антоний из Сканской пустыни, находящейся в 6-ти верстах от г. Наровчата. О. Антоний – человек ласковый и заботливый, любим населением».

В 1913 г. иеромонах Антоний был направлен в с. Стяжкино в помощь протоиерею Николаю Болоховскому, занимался устройством монастырского быта и пастырской деятельностью. 17 мая 1914 г. – назначен начальником Стяжкинской Успенской мужской общины в честь 300-летия Царствования Дома Романовых.

22 мая 1916 г. Стяжкинская община была преобразована в монастырь, а настоятель иеромонах Антоний возведен в сан игумена, затем – в сан архимандрита.

5 февраля 1930 г. о. Антоний был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». На момент ареста был настоятелем Стяжкинского мужского монастыря. Вместе с ним были арестованы священник Павлов Дмитрий Петрович и диакон Иоанн Максимович Насонов. 3 мая 1930 г. о. Антоний был осужден на 3 года ссылки в Северный край, которые отбывал в г. Усть-Усольске, Республика Коми.

В 1933 г. вернулся на жительство в с. Стяжкино.

22 октября 1934 г. архимандрит Антоний был вновь арестован, но 29 октября 1934 г. был освобожден с подпиской о невыезде. 5 декабря 1934 г., учитывая преклонный возраст, дело в отношении него было прекращено.

Однако, 16 декабря 1936 г. он был вновь арестован, приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет. Скончался в ссылке в 1937 г. на бахчевых работах.

Архимандрит Геронтий 

(схиархимандрит Викентий Титов, в мiру Герасим Мартинианович) 

Родился в с. Старая Студеновка Сердобской волости и уезда в 1873 г. в крестьянской семье. В 1891 г. он поступил во Вьясскую Владимирскую пустынь, где принял монашество и был настоятелем с 1913 г. до ее закрытия в 1925 г. О. Геронтий «для пользы службы» был временно переведен в Сканов монастырь в 1908-1909 гг. В конце 1920-х г. принял схиму с именем Викентий. 25 апреля 1932 г. арестован и сослан на 3 года в Северный край. Второй раз он был арестован 17 декабря 1937 г. Через 12 дней он был осужден, а 21 марта 1938 г. – расстрелян.

Архимандрит Леонтий 

(Хоперский Степан Иванович)

Последний настоятель Нижнеломовского Казанского мужского монастыря (с 1914 по 1927 гг.), родился в с. Ахлебинино Спасского уезда. Начинал свой монашеский путь в Скановой обители (1884-1889 гг.). 10 марта 1927 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и 29 апреля приговорен к высылке из Пензенской губернии, с лишением права проживания в центральных городах, сроком на 3 года. Дальнейшая судьба неизвестна.

Игумен Серафим 

(Кирдяпкин, он же Борисов Арсений Константинович) 

Родился в с. Кочетовка Наровчатского уезда (ныне Инсарский район республики Мордовия) 19 мая 1867 г. Определен послушником в Сканов монастырь 2 декабря 1895 г., где был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона 1 октября 1897 г. и во иеромонаха – в 1901 г. В следующем году был назначен помощником благочинного и членом монастырского совета. В 1908 г. – награжден набедренником. С 8 февраля 1912 г. исполнял послушание казначея. В ведомости 1914 г. о нем написано: «Качеств отлично хороших, способен и в должности постоянно исправен, кроток и трудолюбив». После закрытия монастыря, в 1930-1931 гг. служил священником в с. Казеевка Наровчатского района. В это время проживал в монастыре и работал садовником в совхозе № 37, где 21 марта 1932 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». 14 мая 1932 г. осужден на 3 года ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба неизвестна.

Игумен Досифей 

(Кнестепин Досифей Матвеевич)

Пострадавший в годы гонений на Церковь, до 1926 г. был монахом Сканова монастыря, какое-то время исполнял должность казначея. Родился он 15 августа 1871 г. в с. Сорокино или с. Князевка Нижнеломовского уезда. Арестован 27 марта 1932 г. за «распускание слухов о чудесном явлении иконы на источнике» 2 июня 1932 г. приговорен к 3-м годам ссылки этапом в Северный край за «антисоветскую агитацию, которая повлекла за собой ослабление дисциплины среди колхозников, и массовые собрания женщин». В 1935 г. служил в Троицкой церкви с. Васильевка Вадинского района. 22 марта 1935 г. по представлению епископа Пензенского Иринея (Шульмана) митрополитом Сергием (Страгородским) награжден ко дню Святой Пасхи саном игумена. 2 августа 1937 г. – вновь арестован «за создание в с. Васильевка контр-революционной группы и агитацию населения на развал колхозов». Содержался в Наровчатской тюрьме. 27 августа 1937 г. отец Досифей был приговорен к высшей мере наказания и 22 сентября того же года – расстрелян.

Игумен Порфирий 

(Метальников Петр Трофимович) 

Родился в августе 1875 (79?) г. в с. Усть-Каремша Нижнеломовского уезда. Поступил послушником в Сканов монастырь в 1893 г. В 1900 г. переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где принял монашество, возведен в сан иеромонаха и игумена. В 1929 г. был выслан в Казахстан на 3 года. Арестовывался в 1933 г. за «распространение провокационных слухов и недовольство советской властью» и 22 октября 1934 г. за «антисоветскую деятельность». 28 января 1935 г. Приговорен к 3-м годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна.

Родная сестра игумена Порфирия Метальникова Мария Трофимовна была келейницей прмч. Пахомия в с. Н.-Пичуры. 21 сентября 1935 г. она была осуждена Особым Совещанием при НКВД СССР на 5 лет ссылки в Казахстан в спецпоселок. Основное обвинение, выдвинутое против Марии Трофимовны, было в том, что она «скрывала у себя в доме старца Пахомия (Ионова)».


Иеромонах Валерий 

(Вашенин Виктор Иванович)

Будущий духовник Вьясской пустыни (с 1901 г.), почитаемый до сих пор в народе праведник и прозорливец, родился в 1852 г. в с. Козловка, Мордовия. Находился в Скановом монастыре в 1910-1913 гг., где был награжден крестом и медалью в честь 300-летия Дома Романовых. После закрытия Вьясской пустыни в 1920-е годы подвергался кратковременным арестам, последним покинул обитель. С 1927 по 1929 гг. служил в с. Лесной Вьяс Лунинского района, после этого поселился в с. Аришка Никольского района, где служил в храме до своей кончины, окормял общину верующих, принимал многочисленных духовных чад. Скончался и погребен в с. Аришка в 1931 г. (1932 г.?).


Иеромонах Корнилий 

(Артемов Косма Капитонович)

Родился в с. Вопиловка (ныне входит в состав с. Н.-Пичуры) 1 ноября 1874 г. До революции был монахом Сканова монастыря. Последний настоятель церкви в с. Шуты (Савинки). В 1931 г. приговорен к 3-м годам ссылки. В 1935 и 1937 гг. арестовывался, содержался в Наровчатской тюрьме. Решением «тройки» при УНКВД по Куйбышевской области от 27 августа 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 22 сентября 1937 г. в г. Наровчате.


Иеромонах Михаил 

(Ураев Михаил Петрович) 

Родился 24 мая 1882 г. в с. Паны в крестьянской семье. В 1896 г. поступил в Троицкий Сканов монастырь, где был послушником до 1900 г. Рукоположен в иеродиакона в Троице-Сергиевой Лавре. В 1918-1921 гг. отбывал исправительно-трудовые работы на чугунолитейном заводе в Нижегородской области. В 1928-1929 гг. иеромонах Михаил служил в селах Телешовка и Монастырское. 5 декабря 1937 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации», а 28 декабря – осужден на 8 лет заключения в ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна.

Но, по рассказам родственников о. Михаила, сначала заключенных «содержали в тюрьме Беднодемьяновска, а вскоре погнали в сторону села Сканова. Путь лежал через село Паны, и колонна была встречена причитаниями местных жителей. Кто-то плакал, кто-то кричал им, кто-то хотел передать хлеб, но конвоиры сельчан близко не подпускали. Со стороны колонны, которая быстро двигалась в направлении Скановой горы, доносились крики «Прощайте». По рассказам старожилов, группа арестантов была расстреляна в районе Скановой горы».


Иеромонах Макарий 

(Камнев Михаил Филиппович)

Родился 6 сентября 1871 г. в с. Вьюнки Наровчатского района в крестьянской семье. В 1905 г. поступил во Вьясский Владимирский мужской монастырь, где был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. После закрытия Вьясского монастыря скитался, служил в разных храмах Лунинского района и в Троицкой церкви г. Наровчата. Познакомился с прмч. Пахомием и примкнул к тайной общине в с. Н.-Пичуры. О. Макарий был арестован 27 июня 1935 г. Особым совещанием при НКВД СССР от 21.09.1935 г. осужден на 3 года лишения свободы. Обвинялся в том, что «будучи враждебно настроенным к существующему строю, входил в группу церковников, возглавляемую Ионовым П.М. (прмч. Пахомий), получал контрреволюционную литературу «Протоколы сионских мудрецов». Судьба его неизвестна.


Иеромонах Порфирий 

(Грахов Петр Афанасьевич)

Родился в с. Рязановка в Мордовии в крестьянской семье. С 1904 года в течение четырех лет был послушником Сканова монастыря. Затем был перемещен по прошению во Вьясский монастырь, где принял монашество, был рукоположен во иеромонаха. После закрытия монастыря странствовал и служил в селах Лунинского и Никольского районов. 27 декабря 1932 г. арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной» организации «Союз Христовых воинов». В следующем году освобожден с зачетом в наказание срока предварительного заключения. Дальнейшая судьба неизвестна. 


Иеродиакон Феофан 

(Ревнивцев Феодор Иванович, 1872 – после 1928 гг.)

Будущий иподиакон святителя Тихона, Патриарха Московского, в 1884 г. 12-ти лет от роду поступил послушником в Сканов монастырь и прожил здесь несколько лет. Отец его монах Сакердон также подвизался в Скановой обители. Пострижен иеродиакон Феофан в монашество в Троице-Сергиевой Лавре в 1919 г. Был арестован 5 мая 1922 г. «за соучастие в антисоветской деятельности Патриарха Тихона». Содержался в Москве, в КПЗ при ОГПУ, был освобожден с подпиской о невыезде. Дальнейшая судьба неизвестна.


Иеродиакон Иоанн 

(Айкашев Иван Устинович, 1890 – после 1932 гг.)

Родился в с. Кевдо-Мельситово Каменского уезда. В 1914 году пострижен в монашество в Троицком Скановом монастыре, а в 1917 г. – рукоположен во иеродиакона. До 1928 исполнял чреду иеродиаконского служения в монастыре. После закрытия обители вернулся в родное село Кевда в 1931 г., где продолжал служить диаконом. В марте 1932 г. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации», а 23 апреля 1932 года – приговорен к 5-ти годам лишения свободы. Дальнейшая судьба неизвестна. 

Монах Тихон (Жучков) 

Монах Тихон (Сергей Жучков) родился в 1854 году в крестьянской семье. 4 мая 1895 г. определен послушником Сканова монастыря на послушание старшего гостинника и в этом же году пострижен в монашество. После 1917 года был смотрителем монастырских строений на пещерах и проводником. В конце сентября 1928 г. убит злоумышленниками в пещерах. Похоронен у алтаря бывшей церкви во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери.

Сохранились воспоминания («Рассказы о Наровчатской были. Нераскрытое преступление») старожила г. Наровчата М.А. Архангельского о монахе Тихоне.

«В конце сентября 1928 года на пещерах Троице-Сканова монастыря был злодейски убит монах отец Тихон. Кем убит и за что, до сего времени неизвестно. Результат следствия по этому делу, если оно только было, никем не опубликован.

Судебно-медицинское исследование дало заключение о том, что смерть его последовала вследствие тяжелых ран, обнаруженных на задней поверхности головы, нанесенных, видимо, злодеями тем же топором, который был обнаружен на месте преступления в пещере.

Виновных по этому делу никого не оказалось. Убит монах – ну и что, претензий к властям тоже не было.

Такое положение вызвало много разных разговоров не только среди рабочих Скановского совхоза, но и среди жителей Наровчата и близко расположенных к совхозу деревень.

Известно было рабочим совхоза о том, что примерно дней за десять до совершенного преступления на пещерах о. Тихона посетили молодые ребята. Они требовали у него деньги, делали обыск в его келлии и, уходя, грозили ему, что если он расскажет кому-либо о том, что они у него были, и они узнают об этом, то они за это придут и убьют его.

Монах о. Тихон не мог скрыть этого от своего послушника, инока того же монастыря, который работал маляром в совхозе. Последний об этом рассказал рабочим совхоза, но чьи были молодые ребята, ни отец Тихон, ни его послушники не знали. Подозревали в этом деле молодых рабочих совхоза из бывших безпризорных, но подозрение без доказательства так и осталось подозрением. В совхозе знали о том, что некоторые рабочие из бывших безпризорных, работая в совхозе, занимались и мелким воровством.

Незадолго до убийства отца Тихона трое молодых парня обокрали монаха Серафима, который работал в совхозе садовником и огородником. Когда он был на работе, они сломали у него замок и влезли в его комнату, где забрали валенки, белье и другую мелочь и, конечно, перевернули все вверх дном.

Вскоре их обнаружили и хотели привлечь к ответственности, но монах Серафим упросил администрацию совхоза не возбуждать против них судебного дела и вместо наказания послал им хлеб и блины, которые у него были, и при этом сказал: «Бог с ними, у них ведь плохо с питанием». Но его поступок, к сожалению, не вразумил подленьких воришек, и они продолжали свою преступную деятельность.

Отец Тихон до октябрьской революции в монастыре был гостинником. Он любезно принимал и обслуживал верующих, которые посещали Троице-Скановский монастырь. После же октябрьской революции гостиный двор перешел в ведение государственного совхоза, а отец Тихон с послушниками был послан игуменом монастыря охранять храм и другие постройки, часовни, которые были на пещерах.

В свободное время отец Тихон обычно плел лапти для мирян окружающих сел, а они его за это снабжали продуктами и овощами. Других средств, кроме заработка его послушника, у них не было. Иногда монах Тихон, по просьбе совхозного пчеловода, собирал в лесу трут – грибы, которые растут на старых пнях. Трут этот пчеловоды зажигают в дымарях при работе с пчелами на пасеке.

Вот так и протекала жизнь монаха Тихона на пещерах. Он там жил в большинстве почти в полном одиночестве. Послушник маляр с работы возвращался всегда поздно, а фактически только ночевать.

В день смерти монаха Тихона послушник, придя с работы, сразу увидел полный разгром в их келлии. Все было разбросано и валялось на полу. Стол был опрокинут, картина, висевшая на стене, валялась на полу и была вынута из рамы, но отца Тихона не было. Послушник покричал его, но вокруг было полное безмолвие. Вначале послушник подумал, что отец Тихон, возможно, отлучился куда-либо, и решил звать его. Затем он хотел зажечь лампаду, но ее на обычном месте не оказалось, и тогда он заподозрил неладное. Лампа, подумал он, нужна была, конечно, для освещения пещер. Он вспомнил и угрозы, которые молодые ребята высказали отцу Тихону при первом посещении, и на него напала жуть. Он хотел вернуться в совхоз, но было уже темно. Ночь прошла у него без сна, в полной тревоге. На другой день рано он пришел в совхоз и рассказал о всем происшедшем в их келлии, и вскоре с другими рабочими они вернулись на пещеры.

Когда они вошли в пещеры, то вскоре увидели: отец Тихон лежал в луже крови с множественными ранами на голове, тут же был обнаружен и окровавленный топор, а впереди его валялась и лампа.

После медицинского освидетельствования тело монаха Тихона было выдано для погребения. Он вернулся на пещеры, но уже в гробу.

Отпевали его в пещерском храме архимандрит Филарет, игумен Серафим и другие монахи в присутствии небольшого числа верующих мирян. После отпевания гроб с телом был опущен в могилу, вырытую недалеко от храма, немного севернее алтаря на краю обрыва. Мир праху твоему, убиенный монах отец Тихон».