Акафистное пение на Похвалу Божией Матери.

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, когда по Уставу на утрени совершается пение Акафиста Божией Матери, Богослужение в Скановой обители возглавил Преосвященный Митрофан, епископ Сердобский и Спасский. Его Преосвященству сослужили: секретарь епархии иеромонах Амвросий (Макаров), клирики Скановой обители: протоиерей Вячеслав Абашин, игумен Афанасий (Абросимов), иерей Константин Самохин, а также наместник Сканово-пещерного мужского монастыря иеромонах Амвросий (Ташпеков). Диаконский чин — иеродиакон Иннокентий (Ганин).

Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста  благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице»; данное название используется уже в древнерусских летописях. Другое название этого праздника — Суббо́та Ака́фиста. Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары — в 626персы — в 677арабы — в 717 годах), совершённое благодаря заступничеству Пресвятой БогородицыСчитается, что Акафист Пресвятой Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти Свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Божию Матерь. При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, по преданию, составлен преподобным Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя). Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя появился кондак «Взбранной Воеводе:», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошёл в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрёл свой современный вид. Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Пресвятой Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».

На Богослужении Акафист делится на 4 части и поётся нараспев следующим образом: после 16-й кафизмы: икос 1-й – кондак 4-й; после 17-й кафизмы: икос 4-й – кондак 7-й; по 3-й песни канона: икос 7-й – кондак 10-й; по 6-й песни канона: икос 10-й – икос 12-й, кондак 13-й 3 раза, икос 1-й. Каждая часть Акафиста начинается и завершается кондаком «Взбранной Воеводе...» Сёстры исполняли пение кондака каждый раз новым распевом. Первая и последняя часть Акафиста была прочитана в центре храма, вторая часть  возле Трубчевской иконы Божией Матери, а третья — возле иконы "Знамение" Пресвятой Богородицы.

После окончания Богослужения игумения Иннокентия поблагодарила владыку Митрофана за столь величественное и торжественное прославление Божией Матери и назвала этот праздник "Торжеством Божией Матери" по аналогии с празднованием "Торжества Православия". Матушка преподнесла владыке покровцы и воздух, изготовленные сёстрами в вышивальной мастерской Сканова монастыря. Преосвященный Митрофан поблагодарил матушку Иннокентию, духовенство, прихожан и паломников обители за совместные молитвы. Владыка напомнил, что праздник Похвалы уходит своими корнями вглубь истории Византийской империи, когда вокруг Константинополя проходили военные действия, и он был обуреваем неприятелями. И тогда молитва к Божией Матери помогла спасти город и одолеть врага. Так и в наше неспокойное время Его Преосвященство призвал всех молиться Пресвятой Богородице за наших воинов и просить Взбранную Воеводу защитить Святую Русь.